Постановка целей должна быть совместной работой. Психолог помогает клиенту прояснить свои потребности и желания, но окончательное решение о том, к чему стремиться, он должен принять сам. Клиенты приходят на консультацию с психологическими проблемами или состоянием, вызывающим дискомфорт. Но никто не скажет сразу с порога, к примеру, «у меня травма привязанности и я хотел бы ее проработать». Задача психолога состоит в том, чтобы перевести субъективный опыт клиента в профессиональный фокус. При этом важно не обесценить переживания и наладить конструктивный диалог.
Психолог должен:
- прояснить, с чем именно клиент столкнулся;
- отделить важное от вторичного;
- обозначить область работы в кабинете и за его пределами;
- согласовать, чего можно реально достичь в рамках консультирования;
- зафиксировать приоритетные задачи.
Цели должны быть конкретными, достижимыми, актуальными для клиента. Формулировать их нужно в позитивном ключе и описывать желаемое состояние. Например, клиент хочет избавиться от РПП, не испытывать раздражения по пустякам или перестать тревожиться. Формулировка целей должна звучать так:
- «Хочу находить другие способы поддержки себя, кроме еды.»
- «Хочу научиться спокойно реагировать в напряженных ситуациях.»
- «Хочу сохранять внутреннее равновесие, когда что-то идет не по плану.»
Тогда клиент начинает думать не о том, чего он боится, а каким станет, когда преодолеет страхи. Чтобы помочь клиенту переформулировать цели, психолог может задавать наводящие вопросы: «Если тревога станет меньше, что появится вместо нее?», «Как бы вы хотели себя чувствовать в такой ситуации?», «Что вы сможете делать, когда перестанете заедать проблемы?».