Еще в детстве нас учили не лениться и выполнять домашнее задание заранее, не откладывая на последний момент. Но в психологии есть четкие понятия, что такое лень и что такое прокрастинация. И важно научиться их различать.
Прокрастинацией называется сознательное откладывание действий, которые важны для человека. Прокрастинатор понимает значимость задачи и у него есть все ресурсы для ее выполнения. Но он все время отвлекается на другие, часто придуманные на ходу дела, и испытывает из-за этого чувство вины. А лень — это отсутствие энергии и мотивации действовать в целом, нежелание тратить силы и время на выполнение работы. Если лентяю неинтересно что-то делать, он может спокойно заменить работу отдыхом. А прокрастинаторы хотят выполнить задачу, но им мешают внутренние страхи, низкая самооценка, недостаток веры в собственные способности.
Отличить прокрастинацию от лени можно по характерным признакам:
- человек понимает важность задачи, планирует ее выполнить, но откладывает на последний момент;
- присутствует чувство вины и тревоги из-за несделанного;
- активность направляется на второстепенные дела, создается видимость занятости;
- много времени уходит на обдумывание и подготовку, но не на реальные действия;
- не получается расслабиться и отвлечься от невыполненной работы.
На нейробиологическом уровне прокрастинация связана с конфликтом между префронтальной корой, отвечающей за планирование и самоконтроль, и лимбической системой, которая является центром эмоций и удовольствий. Когда человек сталкивается с задачей, которая кажется ему слишком сложной и вызывает дискомфорт, лимбическая система активирует защитные механизмы. Мозг интерпретирует цель как угрозу и запускает реакцию «бей, беги или замри». Это приводит к откладыванию выполнения задачи на потом, что снижает уровень тревоги и приносит кратковременное облегчение.
Также к прокрастинации приводит перфекционизм, когда откладывать начало работы заставляет внутренний страх, что не получится справиться с задачей идеально. В результате формируется парадоксальная логика: «Если я не начну, то не смогу потерпеть неудачу». Этот механизм особенно выражен у людей с низкой самооценкой, которые воспринимают любую ошибку как подтверждение своей несостоятельности.
За прокрастинацией часто прячутся страх успеха и связанной с ним ответственности, страх критики, страх перемен. Привычка откладывать дела может скрывать сложную систему убеждений о себе и мире, сформировавшуюся еще в детстве. Если успехи ребенка родители оценивали критически и чрезмерно жестко, у него могло сформироваться убеждение, что любое действие приведет к наказанию или осуждению. Такой внутренний сценарий закрепляется во взрослой жизни, что и создает почву для прокрастинации.