Несмотря на то, что специалист опирается на базу знаний и разработанные методики работы, на каждой консультации психологу приходится заново выстраивать контакт и подбирать подход к конкретному человеку. Те методы, которые работают с одним клиентом, могут вызвать сопротивление у другого. Важно научиться различать поведенческие и эмоциональные особенности клиентов, чтобы каждый раз подбирать подходящую профессиональную позицию.
Существуют типовые модели поведения клиентов, знание которых помогает адаптировать стиль общения.
- Рациональный самостоятельный клиент. Приходит с четким запросом и готовностью работать. Ему важно, чтобы терапия была структурированной. Хорошо работает позиция, когда специалист действует рационально и помогает выстроить план изменений, чтобы клиент пошагово пришел к решению проблемы.
- Эмоционально перегруженный клиент. Находится в состоянии стресса, потери или острого конфликта. Ему важно быть услышанным и понятым. Здесь подойдет позиция «слушателя» или «зеркала» без оценки и давления. Важно активно слушать с эмоциональной вовлеченностью. Можно описать проблему клиента, чтобы он посмотрел на нее со стороны.
- Клиент с низкой самооценкой и тревогой. Занимает пассивную позицию, ищет одобрения, боится осуждения и может быть неоткровенным. Поддержка, принятие и мягкое сопровождение помогут выстроить доверие. Иногда уместна позиция «снизу», чтобы укрепить его уверенность.
- Сопротивляющийся клиент. Относится к психологическим сеансам со скептицизмом, спорит, обесценивает работу психолога. За этим часто скрывается потребность в контроле или признании. Психологу важно не входить в противостояние, а попытаться мягко помочь выявить истинные потребности клиента.
- Нерешительный клиент. Осознает проблему, но не может решиться на изменения в своей жизни. Характерна ригидность мышления, страх перемен. Здесь эффективна роль катализатора, который поддерживает, но в то же время побуждает к движению и выбору.
- Бесцеремонный клиент. Любит нарушать личные границы, может оставлять сообщения и звонить в нерабочее время, не соблюдать расписание сеансов, просить принять его в неурочные часы. В этом случае важно сохранять профессиональную дистанцию и обозначать границы спокойно, но твердо.
Не следует забывать о соблюдении профессиональной этики. Это не только про конфиденциальность и недопустимость советов. Этичный консультант не должен стремиться к контролю, стараться быть всезнающим наставником, навязывать свои ценности, решать за клиента, как ему нужно жить. Он создает условия, в которых клиент может опереться на себя.
Важно избегать эмоциональных зависимостей и манипуляций, регулярно проходить личную терапию и супервизию, признавать границы своей компетенции. Психолог может отказаться работать с клиентами, если их ценности не совпадают, но он не должен вступать в конфронтацию.
Доверительные отношения с клиентами не рождаются сами по себе. За этим стоит подготовка, постоянная практика и осознанная работа над собой. На курсе «Психолог-практик» студенты учатся отличать роли друга, спасателя, мудреца от профессионала, который помогает клиенту увидеть, осознать проблему и решить ее.
Вас ждет насыщенная программа, поддержка кураторов, прохождение практики с реальными клиентами, обучение техникам и упражнениям, которые помогают психологам восстановить душевное равновесие и перезагрузиться после терапевтических сеансов. По окончании обучения после аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете заниматься частной практикой.