Консультация начинается с формирования запроса. Клиент делится, что его беспокоит, формулирует ситуацию, с которой хочет разобраться. Иногда человек приходит с очень расплывчатым ощущением, что с ним что-то не так, и задача психолога помочь уточнить запрос. Формулировка должна быть не жесткой, но достаточно конкретной, чтобы с ней можно было работать через образы.
Сразу же необходимо объяснить клиенту, что это не гадание, а психотерапевтический метод. Также следует подчеркнуть, что интерпретация будет строиться на его собственных ассоциациях, а не на том, что в реальности изображено на картинке.
Клиент вытягивает открытым или закрытым методом карту и описывает, что он видит, чувствует, с чем у него это связано.
Важно, чтобы психолог не предлагал готовые ответы или свое видение, не объяснял, что изображено на карте. Он может лишь задавать мягкие направляющие вопросы:
- Что вы видите на карте?
- Что чувствует герой изображения?
- Как картинка перекликается с вашей ситуацией?
- Какие эмоции вызывает цвет?
- Что бы вы хотели изменить на этой карте?
- Какой совет мог бы дать вам этот образ?
Эти и похожие вопросы помогают клиенту углубить контакт с собой, увидеть скрытые причины затруднений, зафиксировать внутренние образы, которые до этого могли быть неосознанными. По сути, это диалог не с психологом, а с собой, но через безопасное визуальное пространство. Завершается работа подведением итогов. Можно дать клиенту небольшое домашнее задание, например, пересмотреть карту через несколько дней.
Метафорические ассоциативные карты в руках специалиста – мощный, но в то же время деликатный инструмент. Даже без глубоких знаний психоанализа, они экологично открывают богатство внутреннего мира человека. Если хотите научиться работать с МАК, обратите внимание на обучающий курс «Арт-терапия и МАК в работе со взрослыми и детьми» в Университете психологии и маркетинга Олеси Лупак.