В отличие от прямых вопросов или беседы, сказка предлагает ребенку выражать свои переживания метафорическим языком. Герои могут сталкивать со схожими трудностями. А из-за того, что действия происходят в фантазийной форме, у ребенка снижается уровень тревожности, он расслабляется, и специалисту становится проще исследовать его проблему.
Сказкотерапию можно использовать в качестве:
- диагностического инструмента, чтобы через сказку понять, что волнует юного клиента;
- метода коррекции поведения с предложением альтернативных способов решения проблем;
- способа внутренней трансформации, когда через идентификацию с героем ребенок проживает важные этапы личностного роста.
Психотерапевтический метод можно применять при работе с детьми с раннего возраста, примерно с 3,5-4 лет, когда у ребенка уже сформировано представление о различии между вымышленным и реальным миром. В этом возрасте дети активно фантазируют, охотно идентифицируют себя с героями сказок и готовы воспринимать образный язык. Самыми понятными для детей этой возрастной категории являются сказки о животных и простые сюжеты, в которых отражаются базовые эмоции и ситуации.
С 5-6 лет дети чаще отождествляют себя с человеческими персонажами: принцессами, героями, солдатами, волшебниками. Им становятся интересны более сложные истории, где затрагивается моральный выбор или межличностные отношения. Дети школьного возраста могут воспринимать сказки как способ осмысления мира и идентифицировать себя в нем.
Эффективна сказкотерапия и для подростков, особенно при использовании мифов, легенд, притч, которые помогают осмысливать личностный рост, переживания, ценности. А верхней возрастной границы у метода нет. Сказкотерапия успешно применяется даже во взрослой практике, если клиенту ближе работа через метафоры и символы.