Сказкотерапия в работе детского психолога
Сказка сопровождает человека с самого раннего возраста. Родители, бабушки, дедушки рассказывают малышу сказки перед сном. Когда ребенок подрастает, он начинает сам читать увлекательные истории. Так он учится сопереживать, различать добро и зло, распознавать эмоции. Но еще сказки – это инструмент психолога, помогающий детям безопасно говорить о трудных чувствах, прорабатывать страхи, находить внутренние ресурсы, чтобы справляться с тревогами.

Тем, кто хочет профессионально освоить сказкотерапию, игротерапию и другие методы работы с детьми и подростками, стоит обратить внимание на онлайн-курс «Детская психология» в университете психологии и маркетинга Олеси Лупак. Программа ориентирована на практику, подойдет психологам, родителям, педагогам, воспитателям. За 4,5 месяца вы освоите более терапевтических 200 техник. Удобный онлайн-формат, аудиоматериалы, практические занятия в парах с кураторами и дипломный клиент помогут начать уверенную работу уже в процессе обучения. А родители смогут наладить контакт со своими детьми на глубоком уровне, помимо этого вы сможете также найти общий язык и со своим внутренним ребенком, что сделает вас более целостным.

Как работает сказкотерапия

В отличие от прямых вопросов или беседы, сказка предлагает ребенку выражать свои переживания метафорическим языком. Герои могут сталкивать со схожими трудностями. А из-за того, что действия происходят в фантазийной форме, у ребенка снижается уровень тревожности, он расслабляется, и специалисту становится проще исследовать его проблему.

Сказкотерапию можно использовать в качестве:
  • диагностического инструмента, чтобы через сказку понять, что волнует юного клиента;
  • метода коррекции поведения с предложением альтернативных способов решения проблем;
  • способа внутренней трансформации, когда через идентификацию с героем ребенок проживает важные этапы личностного роста.
Психотерапевтический метод можно применять при работе с детьми с раннего возраста, примерно с 3,5-4 лет, когда у ребенка уже сформировано представление о различии между вымышленным и реальным миром. В этом возрасте дети активно фантазируют, охотно идентифицируют себя с героями сказок и готовы воспринимать образный язык. Самыми понятными для детей этой возрастной категории являются сказки о животных и простые сюжеты, в которых отражаются базовые эмоции и ситуации.

С 5-6 лет дети чаще отождествляют себя с человеческими персонажами: принцессами, героями, солдатами, волшебниками. Им становятся интересны более сложные истории, где затрагивается моральный выбор или межличностные отношения. Дети школьного возраста могут воспринимать сказки как способ осмысления мира и идентифицировать себя в нем.

Эффективна сказкотерапия и для подростков, особенно при использовании мифов, легенд, притч, которые помогают осмысливать личностный рост, переживания, ценности. А верхней возрастной границы у метода нет. Сказкотерапия успешно применяется даже во взрослой практике, если клиенту ближе работа через метафоры и символы.

Основные приемы

В работе психолог использует различные форматы взаимодействия с материалами сказок, от чтения классических историй до создания авторских сюжетов. Важно содержание сказки и подача. Интонации, темп речи, вовлечение ребенка в обсуждение или творчество влияют на глубину переживаний и терапевтический эффект. Выбор приема зависит от запроса, возраста клиента, целей специалиста. Некоторые дети лучше воспринимают готовые сказки, другим ближе активное участие: придумывание, рисование, проигрывание сюжета.

На практике чаще применяются следующие приемы сказкотерапии:
  • Чтение и анализ. Психолог предлагает ребенку известную или специально подобранную историю, а затем помогает осмыслить сюжет, героев, разобрать их поступки. Через обсуждение формируется понимание чувств, мотивов, последствий действий.
  • Сочинение. Психолог придумывает историю вместе с ребенком или полностью предоставляет инициативу ему. Это помогает выразить внутренние переживания, замаскированные в сюжете, и поискать пути их преодоления.
  • Изменение финала или сюжета. Переписывание знакомых сказок с альтернативной развязкой помогает ребенку почувствовать контроль над ситуацией и найти новые способы решения привычных проблем.
  • Игротерапия. Хотя это отдельный инструмент арт-терапии, он часто совмещается со сказкотерапией. Проигрывание сюжета сказки с помощью кукол, игрушек или ролевых игр вовлекает ребенка и способствует лучшему усвоению опыта.
  • Рисование. Иллюстрации дают возможность выразить эмоции через образ, обсудить переживания в процессе творчества. Дети помладше могут рисовать простые картинки карандашами и красками, подростку можно предложить сделать комикс.
  • Песочная терапия. Ребенок может проиллюстрировать сказочный сюжет, выстроив его в песочнице с использованием фигурок и предметов. Этот прием особенно эффективен для выражения бессознательного материала.
  • Медитация. Психолог помогает ребенку мысленно войти в пространство сказки, чтобы в воображении пройти путь героя и прожить важные моменты, связанные с его проблемой.
Если сказкотерапия используется для консультации клиентов подросткового возраста или взрослых, можно использовать для сказкотерапии метафорические ассоциативные карты. Они помогают создать собственную историю через образы, затронуть бессознательные переживания и переосмыслить их в безопасной форме. Такой подход эффективен, когда клиенту сложно открыто рассказать о чувствах или сформулировать проблему.

Роль специалиста в сказкотерапии

Психолог должен не просто рассказать сказку или предложить придумать ее ребенку, а выстроить целостную терапевтическую работу. Он определяет суть проблемы, выбирает форму взаимодействия, адаптирует сюжет под возраст и эмоциональное состояние ребенка, направляет процесс так, чтобы сказка стала средством внутренней трансформации.

Специалист также должен создавать психокоррекционные сказки. Такие истории строятся по определенной структуре и учитывают индивидуальность клиента. Герой сказки обычно отражает самого ребенка. Он сталкивается с подобной трудностью, испытывает схожие эмоции, но в ходе сюжета получает ресурсы, поддержку и находит способ преодоления проблемы. Психолог через сказочный текст показывает новые стратегии поведения, но не нарушает чувство безопасности.

Для создания психокоррекционной сказки психолог:
  • выявляет психологическую проблему ребенка (страх, агрессия, ревность, тревожность, чувство одиночества и пр.);
  • определяет возрастные особенности восприятия, чтобы подобрать метафоры, близкие и понятные клиенту;
  • сочиняет сказку с аналогичной, но не буквальной ситуацией, чтобы не вызвать сопротивление;
  • встраивает в сюжет ненавязчивые терапевтические внушения и позитивные модели поведения;
  • подбирает подходящее завершение с преодолением, изменением, положительным опытом;
  • при необходимости работа сопровождается обсуждением, рисованием, проигрыванием сюжета или творческими заданиями.
Психолог следит за тем, как клиент реагирует на героев, какие моменты вызывают эмоциональный отклик, где он сопротивляется или начинает рассказывать о себе, что дает дополнительную информацию для понимания внутренних процессов.

Эти компетенции можно развить в рамках профильного обучения. Университет психологии и маркетинга Ольги Лупак предлагает обучение «Арт-терапия и МАК в работе со взрослыми и деться» с изучением более 120 техник, помогающих клиентам безопасно прикоснуться к своим чувствам, найти ответы на волнующие вопросы, почувствовать внутреннюю опору. А курс «Детская психология» дает глубокие знания по работе с детьми и родителями. Благодаря практическим занятиям специалисты уверенно применяют методы арт-терапии уже в процессе обучения.
Университет психологии и маркетинга Олеси Лупак - обладатель премии “Лучшая образовательная программа в сфере личных и семейных отношений 2024/25”!
  • Практико-ориентированное обучение на каждой программе обучения
  • Объединение знаний в маркетинге и психологии
  • Актуальная теория
  • Групповая терапия, дополнительные вебинары
  • Поддерживающее окружение и личная трансформация.
Обладатель премии
Олеся Лупак - обладатель премий “Психолог-года”, “Лучший онлайн-университет психологии”

С чем часто сталкиваются специалисты помогающих профессий

Для того, чтобы вас заметили, важно быть видимым!
Специалистам помогающих профессий сложно определить свое позиционирование и целевую аудиторию, а продавать всем = продавать никому.

Почему клиенты не покупают? Маркетинговые причины
  • Неправильные позиционирование и выбор ЦА
  • Непривлекательная упаковка
  • Клиент не понимает, про что вы и какие вопросы решаете
  • Не оформлена страница, таплинк и/или сайт
  • Нет контакта с аудиторией.
Почему клиенты не покупают? Психологические причины
  1. Стыд, страх, сопротивление
  2. Негативные убеждения о деньгах и продажах
  3. НЕуверенность в себе
  4. Острая реакция на критику
  5. Синдром самозванца, перфекционизм и прокрастинация.
Ваш клиент должен увидеть вас и ценность ваших продукты, чтобы купить. Без маркетинга и личного бренда ваши клиенты не знают о вас, а с психологическими затыками вы не можете их выстроить.

К чему это приводит?
  1. Много несогласованных действий без результата или их отсутствие
  2. Вы очень много умеете, копите знания, но не зарабатываете
  3. Думаете, но не реализовываете
  4. Зависть к тем, кто продает и непонимание истинных причин отсутствия клиентов
  5. Разочарование в себе
  6. Нехватка денег на потребности эксперта
  7. Неудовлетворенность самореализацией
  8. Самобичевание, самокритика
  9. Зависть к тем, кому удается продавать и продвигать свои услуги
  10. Надежда на маркетологов, которые будут продавать за вас
  11. Перекладывание ответственности на своих клиентов за ваш результат и успехи, ведь они должны вас рекомендовать.

Результаты наших студентов

Диана Асикянц
Участница фокус-группы
ТОЧКА А
Занимаюсь психологией, имею хороший, но недостаточный для себя доход. Хочу вырасти в доходе, но не знаю как.

ТОЧКА Б
Во время масштабирования приходит неожиданное предложение о сотрудничестве заниматься ювелирными украшениями. Я всегда любила люкс, бриллианты и т.д., но никогда не думала в эту сторону. Хотя Олеся на масштабировании неоднократно говорила, что моя задача главная - делать женщин красивыми внутренне и внешне.

К моменту окончания масштабирования я запустила онлайн-бутик по продаже и уже имела приличное количество заказов. Спустя год я уже вышла в + и успешно этим занимаюсь. Психология осталась в моей жизни и по-прежнему приносит доход, но свой бизнес закрыл потребность в росте и делать женщин действительно красивыми и роскошными.

Благодаря масштабированию я увидела свою цель, не упустила шанс и выросла. Магия поля + упорные шаги дали мне отличный рост, чему я безмерно рада и благодарна.


Закиева Марина
Участница фокус-группы
ТОЧКА А
Масштабирование было для меня абсолютно новым опытом. Работая в продажах много лет, я могла реализовать огромные объемы. Но вот продвигать себя мне оказалось сложно.
Опыт в психологии нарабатывался, клиенты любили, но понимаете куда идти, а самое главное КАК - нет.
Я пришла в ситуации застоя.

ТОЧКА Б
  • работа в ведущей клинике страны
  • публикации в журналах
  • приглашения на подкасты
  • рост чека
  • сарафанка очень расширилась.
  • стало больше веры в себя.
Это был большой скачок!
Не всегда было просто. Много шла в свои страхи и переживания. Приходилось принимать решения очень непростые. Но поддержка, правильное направление и сопровождение, а главное мотивация помогли сделать этот прыжок в свою мечту.


Тучкова Елена
Участница фокус-группы
ТОЧКА А
  • Нет четкой идентификации себя как эксперта в какой-то ниже, соответственно, и нет позиционирования себя как эксперта в конкретной нише.
  • Нет ведения соц сетей
  • Количество клиентов в частной практике и размер дохода неудовлетворительны
  • Нет навыков и опыта ораторства и ведения прямых эфиров, записи вебинаров
  • Нет опубликованных статей
ТОЧКА Б
  • Полная идентификация себя как семейный психолог, сексолог и позиционирование себя в этой нише
  • Нарабатываемый личный бренд как семейного психолога и сексолога, меня рекомендуют именно таким специалистом мои клиенты своим друзьям и знакомым
  • Личный сайт
  • Увеличение потока клиентов, увеличение стоимости сессии более, чем в 2 раза
  • Рост дохода в первый год после более чем в 3 раза, и далее продолжил расти.
  • Написано и издано более 15 статей в более 20 источниках СМИ (были завирусившиеся статьи), в том числе ТВ, и таких издательствах как VOICE, Psychologies, Комсомольская правда, Рамблер, Семья и Дети, LIFE и мн. др.
  • Являюсь приглашенным спикером на различные обучающие программы, в том числе спикер курсов «Искусство семейной и репродуктивной психологии» и «Сексология», записала более 50 обучающих уроков
  • Провела более 20 прямых эфиров и уверенно чувствую себя в роли спикера
  • Автор программы и ведущая терапевтической группы про контакт со своей сексуальностью «СексуальнаЯ»
  • Автор практико-ориентированного вебинара для стажных пар «Всегда желанные».

Мишина Наталия
Участница фокус-группы
Путь от самозанятости к системному бизнесу

ТОЧКА А: хаос и неопределенность
  • Не понимала свое позиционирование, свою уникальность и сильные стороны.
  • Не знала, какие продукты создавать, как сформировать свою товарную линейку.
  • Продвижение было стихийным, без четкой стратегии.
  • Если и были какие-то продукты, то они выглядели сырыми, несовершенными и точечными.
  • Полностью отсутствовали бизнес-процессы и автоматизация, все приходилось делать вручную.

После фокус-группы мой бизнес вышел на новый уровень:
  • Юридическое оформление: зарегистрировала ИП, вывела деятельность из тени.
  • Бизнес-процессы: полностью автоматизировала продажи и управление клиентами через GetCourse и платежные системы, что значительно упростило работу.
Продукты:
  • Прописала четкую товарную линейку.
  • Запустила терапевтическую группу.
  • Затем успешно провела запуск онлайн-курса.
  • Позже масштабировалась и создала женский бизнес-клуб.
Финансовые результаты:
  • Доход увеличился на 30%.
  • Работа стала упорядоченной и предсказуемой.

Команда:
  • Наняла ассистента и бухгалтера.
  • Начала регулярно сотрудничать с подрядчиками.

Продвижение и личный бренд:
  • Начала активно публиковаться в СМИ (Marie Claire, Psychology и др.).
  • Развивала Instagram:
  • Прирост +1500 подписчиков.
  • Запускала Reels и использовала их как основной инструмент продвижения.
  • Делала коллаборации с блогерами.
  • Запустила и развила Telegram-канал «Мастерская успеха», увеличив аудиторию с 0 до 600 человек.

Теперь я четко понимаю вектор роста, знаю, как развивать свой бизнес и выходить на новые уровни.
Что объединяет экспертов, которые успешно развиваются в профессии?
  • преодоление психологических причин и барьеров
  • выстраивание эффективной стратегии в маркетинге и личном бренде.

Шаги для создания клиентского потока и хороших продаж:
  • Начать строить личный бренд и распаковать ваши знания - про что вы как специалист?
  • Проанализировать сферу вашей работы и решить, на чем будете делать акцент именно вы.



  • Научиться коммуницировать с клиентами
  • Изучить вашу аудиторию, их потребности, психотипы, особенности.
Ваш бизнес - не идеи или помещение, а люди, которые у вас покупают.



  • Построить воронку продаж
  • Настроить контент, визуал, упаковать социальные сети.
  • Не бояться использовать вашу личную историю
  • Использовать различные инструменты в продажах.
  • Продвигаться не только онлайн, но и офлайн.
  • Создать продуктовую линейку, не ограничивая себя только консультациями
Секрет большого заработка - действия для людей.

А то, что делаете вы - создается для людей. Вы продаете не свои консультации и услуги, а решение проблемы человека!

Мы объединили психологию и маркетинг, чтобы вы смогли не только начать строить свой личный бренд, но и почувствовать в этом опору!
В каждом уроке раскрыта информация со стороны не только маркетинга, но и психологии.

Подробнее о тарифах курса

На курсе "Маркетинг и личный бренд помогающего специалиста" доступны следующие тарифы.

Тарифы “Базовый”
Длительность обучения - 2 месяца
Без обратной связи

Тариф “Профи”
Длительность обучения - 2 месяца
Обратная связь от куратора-психолога и маркетолога
4 групповых занятия (групповая терапия и тренинги)

Тариф “ВИП”
Длительность обучения - 3 месяца

Дополнительный модуль “Продукт”
Мастермайнд с Олесей Лупак в конце обучения
6 групповых занятий (групповая терапия и тренинги)


На тарифе “Профи” и “ВИП” дважды в неделю куратор-маркетолог отвечает на ваши вопросы в чате, дает вам ценные рекомендации и проверяет домашние задания

Доступна рассрочка от банка-партнёра на 3, 6, 12 месяцев или от университета.

Масштабируйтесь в своей сфере, усиливайте свой бренд, проявляйтесь и получайте поддержку от профессионалов на обучении “Маркетинг и личный бренд помогающего специалиста”!
Психолог из нашей службы заботы “Пойми себя” ответит на все интересующие вас вопросы.
Спасибо за внимание и до встречи на программах обучения Университета!
читайте еще